1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Электро-Фиксики» (далее Программа) разработана в соответствии с действующими нoрмативноправoвыми актами и Концепцией развития дополнительного образования в сфере технического творчества. Программа разработана с учетом использования электронного конструктора «Эврики», как средство для обучения детей конструированию и моделированию для детей 5-7 лет. В данной программе представлено содержание работы в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества Ирбейского района. Направленность Программа имеет техническую направленность, ориентированную на формирование и развитие научного мировоззрения старших дошкольников, в освоении методов научного познания мира, развитие инженерских способностей воспитанников в области точных наук и технического творчества. Новизна Новизна Программы основана на интегрированном подходе к подготовке старших дошкольников, в освоении навыков инженерии. Использование электронного конструктора «Эврики» в дополнительном образовании детей это новое средство в достижение углубленных результатов технического образования дошкольников. Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей старшего дошкольного возраста даёт достаточные глубокие знания по работе с электроприборами. На занятиях используются современные технологии такие как: технология развивающего обучения, игровая технология, технология исследовательской деятельности. При реализации Программы используется специальный электронный конструктор «Эврики», изготовленный для кружков радиоэлектроники, с помощью которого дети получают практический опыт по созданию и сборке электрических схем. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребёнка, на развитие умения пользоваться инструкциями, чертежами, схемами, на формирование логического, проектного мышления. В основу программы положены следующие принципы: принцип научности; принцип развивающего обучения; принцип воспитывающего обучения; принцип доступности; принцип связи с жизнью. Актуальность данной Программы определяется запросом со стороны родителей на программы технического развития дошкольников, а также интереса старших дошкольников. Материально-технические условия для реализации Программы имеются только на базе нашего детского сада. Дополнительная образовательная программа «Электро-Фиксики» предназначена для детей 5-7 лет и поз Программа «Электро-Фиксики» помогает развитию коммуникативных навыков детей, детей с ОВЗ и малообщительных детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, поэтапно пополняет словарный запас, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе, т.к. Программа является соединением различных предметных областей, таких как физика и технология. Конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма. Многие схемы, собранные своими руками, можно использовать в практических целях. Программа разработана с учётом основных дидактических принципов: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Данная Программа предполагает обучение старших дошкольников, в том числе детей с ОВЗ. Отличительная особенность Программы заключается в том, что работа с конструкторами «Эврики» позволяет получить первые сведения о мире электричества и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом и научном мире. Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для обучающихся дошкольного возраста даются, достаточные глубокие знания по электронному конструированию. Так же к отличительным особенностям данной Программы относятся следующие показатели: в теоретическую часть программы внесены первоначальные понятия радиоэлектроники; занятия проводятся в игровой форме для лучшего восприятия материала, учтена постепенность усложнения нового материала; программой предусмотрено создание простых и сложных схем; программа предусматривает выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, и предполагает возможность увидеть результаты своего труда; изучаются основные принципы радиоэлектроники с переходом непосредственно к творческому процессу; при реализации используется подгрупповая форма обучения с индивидуальным набором конструктора, что позволяет применять дифференцированный подход (индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из их личностных качеств и степени подготовленности) к овладению Программного содержания. Ещё одной отличительной особенностью работы с конструктором «Эврики» является то, что все схемы используют низкое напряжение и поэтому не представляют опасности при сборке и использовании. Тем не менее, при работе с электронными компонентами следует придерживаться нескольких правил безопасности: с мелкими компонентами дети должны работать вместе со взрослыми, учиться правильному и безопасному обращению с этими предметами; электронные компоненты следует хранить в недоступном для детей месте. Адресат программы - девочки и мальчики от 5 до 7 лет проявляющие интерес и увлекающие конструктивно-модельной деятельностью. Все виды конструирования занимают особое место в жизни детей дошкольного возраста и к старшему дошкольному возрасту дети способны выбрать для себя наиболее привлекательный вид конструирования. Характеристика особенностей детей 5 – 6 лет. Для дошкольников 5-6 лет конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Характеристика особенностей детей 6 – 7 лет. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям Срок реализации Программы – 2 года. Формы обучения - очная. Применяются здоровьесберегающая технология, элементы технологии проблемного обучения, игровые технологии, технология развивающего обучения и личностно-ориентированный подход. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Численный состав группы – 15 человек. 1. Цель Программы: формирование основ технического мышления у старших дошкольников с использованием электронных конструкторов. Задачи Программы: формировать у детей старшего дошкольного возраста опыт практикоориентированной деятельности с электронным конструктором «Эврики», представление об электротехнических работах, электромонтажных схемах, профессиональной деятельности, связанной с электротехникой и электроникой; учить планированию последовательности своих действий; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдение технологической дисциплины; обогащать у дошкольников технический словарь; развивать образное и логическое мышления в процессе деятельности; пространственное воображение, глазомер; развивать мелкую моторику и координацию движений рук; развивать у детей приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции; воспитывать способность к коллективному решению задач; способность прийти на помощь товарищу; формировать у детей основы технической безопасности и безопасности жизнедеятельности при работе с электронными устройствами. 2. Содержание Программы Подробное содержание Программы можно прочитать в Приложении 1. Таблица 1 Учебный план возраст 5-6 лет (первый год обучения) № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля наблюдение внутригрупповые соревнования фотоотчет 1 2 Раздел 1. Введение Раздел 2. Простые цепи 2 6 1 1 1 5 3 Раздел 3. Электрические цепи летающей тарелки Раздел 4. Цепи с последующим и параллельным подключением Раздел 5. Виды телеграфов Раздел 6. Тесты на проводимость Раздел 7. Логические схемы 2 1 1 13 1 12 2 2 7 1 1 1 1 1 6 2 3 20 1 1 1 1 2 19 2 1 1 внутригрупповые соревнования фотоотчет наблюдение внутригрупповые соревнования видеоролик видеоролик внутригрупповые соревнования открытое занятие 3 1 2 открытое занятие 8 внутригрупповые соревнования 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел 8. Светофор Раздел 9. Цепь с FM-радио Раздел 10. Электрические цепи с электронным пианино Раздел 11. FM-радио и электронное пианино Раздел 12. Цепи с управлением магнитом Мониторинг Итого часов 8 72 12 60 Таблица 2 Учебный план возраст 6-7 лет (второй год обучения) № Название раздела, темы Раздел 13. Цепи со звуком космического боя Раздел 14. Электронное пианино и звуки космического боя Раздел 14. Электрические лабиринты Раздел 15. Цепи с последовательно загорающимися огоньками и волшебным колесом Количество часов Всего Теория Практика 23 1 22 6 1 5 8 1 7 Форма аттестации/ контроля внутригрупповые соревнования открытое занятие наблюдение 10 1 9 видеоролик Раздел 16. Комбинирование деталей Мониторинг 17 1 8 Итого часов 72 5 16 фотоотчет 8 внутригрупповые соревнования 67 3. Планируемые результаты: Дополнительное образование детей направлено на формирование основ технического мышления с использованием электронных конструкторов. В результате освоения Программы воспитанники: знают правила поведения при работе с конструктором; соблюдают технику безопасности при работе с конструктором; называют электронные компоненты конструктора; уверенно пользуются условными обозначениями и цифровыми кодами электронных компонентов; знают порядок сборки элементов конструктора; понимают и умеют объяснить принципы работы электронных компонентов; владеют алгоритмом сборки 2-3 не сложных схем; ориентируются в условных обозначениях электронных компонентов; умеют выделять отдельные детали электрической схемы, анализировать («читать») электронные схемы; способны конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме; ориентируются в буквенных обозначениях клемм; умеют работать в паре и в коллективе. 4. Календарный учебный график Таблица 5 Календарный учебный график на 37 учебных недель прохождения программного материала по дополнительной общеразвивающей программе «Электро-Фиксики» первый год обучения раздел программы Всего часов Учебные месяцы IX Раздел 1. Введение 2 2 Раздел 2. Простые цепи 6 6 Раздел 3. Электрические цепи летающей тарелки Раздел 4. Цепи с последующим и параллельным 2 2 13 6 X XI 7 XII I II III IV V Раздел 5. Виды телеграфов Раздел 6. Тесты на проводимость Раздел 7. Логические схемы Раздел 8. Светофор 2 1 2 2 Раздел 9. Цепь с FMрадио Раздел 10. Электрические цепи с электронным пианинои Раздел 11. FM-радио электронное пианино Раздел 12. Цепи с управлением магнитом 3 3 20 1 1 2 2 7 7 8 10 1 2 2 3 3 Диагностика 10 2 6 Всего часов в год 72 37 8 4 6 4 Количество учебных недель 8 4 8 4 8 4 10 5 6 3 8 4 10 5 Таблица 6 Календарный учебный график на 37 учебных недель прохождения программного материала по дополнительной общеразвивающей программе «Электро-Фиксики» второй год обучения раздел программы Раздел 1. Введение Раздел 13. Цепи со звуком космического боя Раздел 14. Электронное пианино и звуки космического боя Раздел 14. Электрические лабиринты Раздел 15. Цепи с последовательно загорающимися Раздел 16. Комбинирование деталей Мониторинг Всего часов в год Всего часов Учебные месяцы IX 2 2 23 6 X XI XII 8 8 1 6 6 8 3 10 I II III 8 1 1 9 8 8 2 8 8 8 10 V 5 17 72 IV 6 8 10 8 6 6 Количество учебных недель 37 4 4 4 5 3 4 5 4 4 Начало первого года обучения - 6 сентября. Окончание первого учебного года: 31 мая. Первый учебный год: 37 недель. Начало второго года обучения - 6 сентября. Окончание второго учебного года: 31 мая. Второй учебный год: 37 недель. Итоговая аттестация - апрель – май каждого учебного года. Занятия проводятся по расписанию, два раза в неделю, включая каникулярное время, кроме государственных праздников. 5. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение является одним из условий реализации Программы. Занятия со старшими дошкольниками проходят в кабинете педагога – психолога, во второй половине дня. Помещение оборудовано столами и стульями по количеству детей. Так же в кабинете имеются стеллажи для хранения конструкторов, дидактических пособий, раздаточного материала. Технические средства обучения: ноутбук, музыкальный центр имеются в данном кабинете. Для индивидуальной работы старших дошкольников есть в наличии имеются электронные конструкторы «Эврики» в количестве 7 штук. Информационное обеспечение Программы включает в себя, набор 789 схем – 7 комплектов, наглядные и раздаточные материалы по количеству обучающих, видеотеку мультфильма «Фиксики». Кадровое обеспечение. Программа реализуется воспитателем, прошедшим курсы повышения квалификации по теме «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО» - 72ч., и «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 72 ч. 6. Формы аттестации и оценочные материалы Для отражения достижения цели и задач Программы, проводятся открытые занятия, мастер – классы для педагогов детского сада и родителей воспитанников. Так же презентация результатов работы по электрическому конструированию демонстрируется на районном методическом объединении воспитателей. Для родителей в социальной сети ВКонтакте ведется группа детского сада «Дюймовочка» в которой один раз в месяц педагог фиксирует достижения воспитанников. Для отслеживания и фиксации образовательных результатов: заполняется журнал посещаемости детей, организована фотозона, имеется журнал отзывов родителей и педагогов. Оценка стартового уровня образовательных возможностей воспитанников, ранее не занимающихся по данной Программе происходит при знакомстве с электрическим конструктором путем наблюдения педагога с фиксацией вопросов дошкольников. Для оценки уровня и качества освоения разделов Программы на занятиях проводятся внутригрупповые соревнования в течение всего учебного года. Для определения результативности освоения Программы разработан мониторинг качества образования по формированию основ технического мышления у старших дошкольников с использованием электронных конструкторов. Данный мониторинг предполагает оценочную систему с уровнями освоения Программы – высокий, средний, низкий. Диагностика проводится в конце каждого учебного года. (Приложение 2). 7. Методические материалы Программа предусматривает применение различных приемов и методов организации образовательного процесса в очной форме. В процессе обучения используют следующие группы методов: 1. Наглядные: знакомства с деталями электронного конструктора, показ педагога или обучающимся, работа по образцу и схемам. 2. Словесные: основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают рассказ, беседу, объяснение, просьбу, указание, убеждение, замечания, описание. 3. Практические: непосредственная работа с деталями электрического конструктора. Учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебных групп, рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, и формирование практических умений и навыков. При реализации Программы используются следующие формы организации занятий: учебно-тренировочные занятия; открытые занятия; занятия с элементами соревнования. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительный этап занятия предполагает повторение техники безопасности, знакомства с темой занятия, необходимыми деталями электрического конструктора и схемой сборки. Основной этап – практическая часть занятия предназначена для самостоятельной или при помощи педагога сборке конструкции по схеме или словесной инструкции педагога. Заключительный этап – подведение итогов занятия. Воспитанники рассказывают, что делали на занятии, какие детали использовали, названия каких деталей запомнили, какую конструкцию собирали, требовалась им помощь педагога или собирали все самостоятельно. 8. Методическая литература Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020); 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»; 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 12. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 13. Программа ДОО «От рождения до школы». Методическая литература, интернет ресурсы 1. Программы ДОО «От рождения до школы». 2. Инструкция к электронному конструктору «Эврики» 3. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma-znatokdlya-doshkolnikov-let-3158200.html 4. Рассказ об электричестве детям https://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/ 5. Электроника для начинающих http://madelectronics.ru/uchebnik/ Электроника в живых примерах для «чайников» http://www.texnic.ru/tools/lekcii/el_dly_chainika/el_dly_chainika.html Приложение 1 Содержание учебного плана Программы Возраст: 5 – 6 лет (первый год обучения) № п/п 1-2 3 4 Дат Название а раздела, темы Раздел 1. Введение (2) 1. Введение. Знакомство с электронным конструктором «Эврики» Теоретические занятия 1. Что такое электроника, и для чего она нужна. 2. Знакомство с правилами работы с конструктором. 3. Знакомство с техникой безопасности. 4. Знакомство с электронным конструктором « Эврики» и его деталями. 5. Знакомство с условными обозначениями и цифровыми кодами, использованные в электрических схемах. Раздел 2. Простые цепи (6) Лампочка 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Знакомить с источником света: лампочкой и светодиодными лампочками; с условными обозначениями на схеме, кодом; с деталями: провода (соединение), отсек для батареек. 3. Дать понятия, что такое Выключатель (ползунковый переключатель, кнопочный и герконовый переключатель). Лампа накаливания, светодиоды. 3. Дать понятие, что такое электрон? 4. Дать понятия, что такое электрический ток? 5. Дать понятия, что такое светодиод? Подсоединение 1. Повторить технику безопасности при работе с лампочки в конструктором электрическую 2. Отрабатывать навыки пользования условными цепь. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали. Практические занятия Наблюдение за расположением деталей конструктора, внешними признаками и их сравнение между собой. 1. Рассматривание собранной воспитателем схемы № 1 подбор необходимых элементов. 2 .Сборка схемы с детьми. 3. Подведение итогов. 1. Сборка по схеме №6,7 Подборка необходимых элементов. 2. Сборка схемы с детьми. 3. Подведение итогов. 5 Пропеллер 6 Простой фонарик. Управляемый фонарик. 7 8 3. Дать понятие, что такое электрическая цепь? 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали. 3. Дать понятие «электродвигатель», «генератор» 4. Познакомить с новыми деталями: двигатель-генератор 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали. 3. Знакомство с новыми деталями: фонарик. 4. Как работают батарейки? Подсоединение 1. Повторить технику безопасности при работе с лампочки в конструктором электрической 2. Отрабатывать навыки пользования условными цепи обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали Мелодия дверного звонка 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. История появления музыкальных дверных звонков. 1. Сборка по схеме №2 (Изменение скорости вращения двигателя. Электродвигатель в качестве электрогенератора Потребление тока Электродвигателем). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемыс детьми. 1. Сборка по схеме №3, 4, 5 (Установка белой светодиодной лампочки прямо на отсек батареи). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 2 . Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №6, 7 (Использование ползункового переключателя и светодиодной лампочки. Неправильное подключение лампочки в электрической цепи). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №8. (Музыкальный дверной звонок. Подсоединение к электрической цепи светодиодной лампочки с учётом полярности односторонняя проводимость). 4. Знакомство с новыми деталями: двухточечный соединитель, звонок, полярность, односторонняя проводимость. 9 Летающая тарелка Летающая тарелка с музыкой 10 Повторение и закрепление простых электрических цепей. Самостоятельн ая работа. 11 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3 . Сборка схемы с детьми. Раздел 3. Электрические цепи летающей тарелки (2) 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №9,10 (Установка пропеллера. конструктором. 2. Отрабатывать навыки пользования условными Вставка в электрическую цепь многоразовых обозначениями, продолжать учить применять их при сборке батареек). 2. Чтение адаптированных схемы, используя. соответствующие детали 3. Знакомство с новыми деталями: пропеллер. принципиальных схем. 3 . Сборка схемы с детьми. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Д/и: «Назови схему» 2. Д/и: «Назови деталь правильно» конструктором. 2. Повторение и закрепление понятий: электроника и 3. Самостоятельная сборка по схеме по выбору детей. электрический ток, электричество, электроны, напряжение. 3. Закрепить умения самостоятельно собирать знакомые конструкции из знакомых деталей с опорой на схему. Раздел 4. Цепи с последующим и параллельным подключением (13) Светящаяся 1. Повторить технику безопасности при работе с цепь конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Подведение детей к выводу, что для лампы накаливания нужен ток большей силы, чем для светодиодной лампочки. 4. Введение понятия: последовательная цепь. 5. Как вырабатывается электричество? 6. Познакомить детей, что такое мультиметр? 7. Как измерять напряжения? 1. Сборка по схеме №15. (Последовательное соединение ламп накаливания). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1213 Соединение двигателягенератора и лампочки в последовательн ую цепь 14 Параллельная электрическая цепь 1516 Электроприбор ы, подключённые параллельно 17 Изменение яркости света 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: «сила тока». 4. Что такое переменный ток и постоянный ток? 5. Зависимость яркости лампочки от скорости вращения двигателя-генератора. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Параллельное включение. 4. Смешанное включение элементов. 5. Работа деталей цепи зависит от проходящего через них напряжения. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Параллельное включение Электроприборы Бытовые электроприборы дома, контролируемые отдельным выключателем. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №16. (Последовательное соединение ламп накаливания). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №45 (Параллельное включение). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №70 (Ползунковый и кнопочный переключатель). 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №85 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 18 Изменение скорости вращения пропеллера 19 Лампочка и фонарик, загорающиеся по очереди. 20 Светодиод и двигательгенератор, работающие по очереди 2123 Варианты сборки электрической цепи. Самостоятельн ая работа. 2. Смешанное включение элементов. 3. От поочерёдного включения ползункового, а затем кнопочного переключателей, меняется яркость лампочки. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. От поочерёдного включения ползункового, а затем кнопочного переключателей, меняется скорость вращения пропеллера. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Нажимая по очереди ползунковый и кнопочный переключатели, светодиод и двигатель-генератор будут по очереди работать. 4. Опыт: « Получения света от лимонов используя светодиод» 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Варианты сборки электрической цепи. 1. Сборка по схеме №86 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. Изменение скорости вращения пропеллера 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №87 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №88 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 4. Проводим опыт с детьми. 1. Сборка по схеме №89-101. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Использования деталей: двигатель-генератор, фонарик, лампочка, красный и зелёный светодиоды. 4. Самостоятельная сборка электрической цепи на выбор детей. 24 Азбука Морзе 25 Телеграф со звуком и светом 26 Световой тест на проводимость 27 Звуковой тест на проводимость Раздел 5. Виды телеграфов (2) 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Историческая справка. Азбука Морзе. 4. С помощью комбинаций звуков разной длины можно передавать информацию. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Историческая справка. 4. Информацию можно передавать не только звуком, но и светом, или одновременно и тем, и другим. Раздел 6. Тесты на проводимость (2) 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Историческая справка. 4. Введение понятия: проводник, проводимость. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали Раздел 7. Логические схемы (7) 1. Сборка по схеме №102. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Звонок. Кнопочный переключатель. 4 .Сборка схемы с детьми 1. Сборка по схеме №103. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Звонок. Кнопочный переключатель. Красный светодиод. 4 .Сборка схемы с детьми 1. Сборка по схеме №107. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи. Световой тест на проводимость с помощью предметов из разного материала. 1. Сборка по схеме №108. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи. Звуковой тест на проводимость с помощью предметов из разного материала. 28 29 30 31 3234 Электрическая цепь с логической схемой «И» 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: логическая схема «И». Электрическая 1. Повторить технику безопасности при работе с цепь с конструктором логической 2. Отрабатывать навыки пользования условными схемой «ИЛИ» обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: логическая схема «ИЛИ». Лампочка и 1. Повторить технику безопасности при работе с двигательконструктором. генератор в 2. Отрабатывать навыки пользования условными последовательн обозначениями, продолжать учить применять их при сборке ом схемы, используя соответствующие детали. подключении с логической схемой «ИЛИ» Электрическая 1. Повторить технику безопасности при работе с цепь с конструктором логической 2. Отрабатывать навыки пользования условными схемой «НЕ» обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3.Введение понятия: логическая схема «НЕ». Варианты 1. Повторить технику безопасности при работе с сборки конструктором электрических 2. Закрепить навыки пользования условными цепей с обозначениями, продолжать учить применять их при сборке логическими схемы, используя соответствующие детали схемами «И», «ИЛИ» и «НЕ» 1. Сборка по схеме №113. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с логической схемой «И», с детьми. 1. Сборка по схеме №114. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с логической схемой «ИЛИ» с детьми. 1. Сборка по схеме №116. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с логической схемой «ИЛИ». Лампочка, двигатель-генератор с детьми. 1. Сборка по схеме №118. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с логической схемой «НЕ». Красный светодиод, ползунковый переключатель с детьми. 1. Сборка по схеме №115, 119-122. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электрической цепи с логической схемой «И», «ИЛИ», «НЕ». Красный и зелёный светодиоды, фонарик, лампочка, звонок, двигатель-генератор. 35 Светофор 36 Вторая версия светофора 37 FM-радио 38 Радио с огоньками. Радио и лампочка Раздел 8. Светофор (2) 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Что такое светофор? 4. Для чего нужен светофор? 5. Когда появились первые светофоры? 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали Раздел 9. Цепь с FM-радио (3) 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Кто и когда изобрел радио? 4. Принцип работы радио? 5. Введение понятий: FM-радио, антенна, кнопка подстройки, кнопка сброса. Условное обозначение на схеме, код. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1.Сборка по схеме №123. Ползунковый и кнопочный переключатель, красный и зелёный светодиоды. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №124. Ползунковый и кнопочный переключатель, красный и зелёный светодиоды, свинцовый провод. 2. Самостоятельная сборка по схеме. 1. Сборка по схеме №125. Кнопка подстройки, кнопка сброса, ползунковый переключатель. Поимка сигнала радиостанции. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 1. Сборка по схеме №126-129. №130-135. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка схемы с детьми. 39 Повторение раздела №9. «Цепь с FMрадио» 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Игра соревнование «Кто быстрее» 1. Чтение адаптированных принципиальных схем. 2. Самостоятельная сборка по схеме № 125 . 40 Электронное пианино 4143 Электронное пианино со звуком и светом 44 Записанные мелодии Раздел 10. Электрические цепи с электронным пианино (20) 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №136. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Отрабатывать навыки пользования условными принципиальных схем. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке 3. Сборка электронного пианино с детьми. схемы, используя соответствующие детали 2. Кто и когда изобрел пианино? 3. Введение понятий: электронное пианино. Условное обозначение на схеме, код. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №138-143. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Отрабатывать навыки пользования условными принципиальных схем. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке 3. Сборка электронного пианино со звуком и схемы, используя соответствующие детали светом с детьми. 3. Пианино может не только издавать звук, но и при этом подавать световые сигналы. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №144. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Отрабатывать навыки пользования условными принципиальных схем. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке 3. Сборка схемы с детьми схемы, используя соответствующие детали 3. Переключив ползунковый переключатель, нажав на любую из клавиш, послышится мелодия. Всего записано 8 мелодий. 4. Откуда берется звук? 45 8 мелодий и фонарик. 4647 Мелодия со звуком и светом 48 Отложенное включение фонарика 49 Отложенное включение светодиода 50 Варианты сборки параллельной электрической цепи 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3.Переключив ползунковый переключатель, нажав на любую из клавиш, послышится мелодия и загорится фонарик. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Заменив фонарик на красный или зелёный светодиод и нажав на любую клавишу пианино, послышится мелодия и загорится красная или зелёная лампочка. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Отложенную систему сигнала используют для автоматического открытия дверей в больших магазинах. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали . 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №145. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электронного пианино с фонариком с детьми. 1. Сборка по схеме №146-147. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электронного пианино со звуком и светом с детьми. 1. Сборка по схеме №152. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка с детьми электронного пианино с отложенным включением фонарика. 1. Сборка по схеме №153-154. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электронного пианино с отложенным включением светодиода. 1. Сборка по схеме №155-158. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельное сборка дополнительных варианты сборки электронного пианино. 51 Изменение звука 5253 Электрическая цепь с изменением звука и светом 54 8 мелодий с изменением звука 5556 8 мелодий с изменением звука и светом 57 Электронное пианино и 8 мелодий 3. Дополнительные варианты сборки параллельной электрической цепи. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: транспонирование. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Дополнительные варианты сборки электрической цепи с изменением звука. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Дополнительные варианты сборки электрической цепи с изменением звука и света. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Дополнительные варианты сборки электрической цепи. 1.Сборка по схеме №168. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка с детьми электронного пианино с изменением звука. 1. Сборка по схеме №169-171. 2.Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка с детьми электронного пианино с изменением звука и света. 1.Сборка по схеме №176. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. Самостоятельная сборка детей электронного пианино с изменением звука. 1. Сборка по схеме №177-179. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Самостоятельная сборка электронного пианино с изменением звука и света. 1. Сборка по схеме №184. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электронного пианино и 8 мелодий. 5859 Электронное пианино со звуком и светом 60 FM-радио и музыка 61 FM-радио и электронное пианино 62 Лампочка, управляемая магнитом. Открытое занятие. 63 Дверной звонок, управляемый магнитом 1. Сборка по схеме №185-187. 1. Повторить технику безопасности при работе с 2. Чтение адаптированных конструктором принципиальных схем. 2. Закреплять навыки пользования условными 3. Самостоятельная сборка электронное обозначениями, продолжать учить применять их при сборке пианино со звуком и светом. схемы, используя соответствующие детали 3. Дополнительные варианты сборки электрической цепи. Раздел 11. FM-радио и электронное пианино (2) 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №188. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Закреплять навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка схем вмести с обозначениями, продолжать учить применять их при сборке детьми. схемы, используя соответствующие детали 3. Совмещение FM-радио и музыки. 1. Сборка по схеме №189. 1. Повторить технику безопасности при работе с 2. Чтение адаптированных конструктором принципиальных схем. FM-радио и электронное 2. Закреплять навыки пользования условными пианино. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке 3. Самостоятельная работа подгруппами. схемы, используя соответствующие детали 2. Совмещение FM-радио и электронного пианино. Раздел 12. Цепи с управлением магнитом (3) 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №190. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Отрабатывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка электрической обозначениями, продолжать учить применять их при сборке цепи с детьми. схемы, используя соответствующие детали 4. Проект «Создаем свой электромагнит» 3. Введение понятия: магнит, герконовый переключатель. 4. Влияние магнита на работу электрической цепи. 5. Как работает магнит? 6. Что такое электромагнит? 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №191. конструктором 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Сборка электрической цепи с детьми 64 Внутригруппов ое соревнование «Электрически е цепи с контролируем ыми магнитом деталями». 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Влияние магнита на работу электрической цепи. 4. Производство электроэнергии помощью магнитов. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Подведение итогов первого года обучение. 4.Экспериментирование с магнитом. 1. Сборка по схеме №192. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи. 4. Внутригрупповое соревнование «Электрические цепи с контролируемыми магнитом деталями». Возрос 6 -7 лет (второй год обучения) № п/п Дат а Название раздела, темы 65 Звуки космического боя 66 Управление магнитом Теоретические занятия Практические занятия Раздел 13. Цепи со звуком космического боя (25) 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №304. конструктором 2. Чтение адаптированных 2. Отрабатывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка электрической обозначениями, продолжать учить применять их при сборке цепи с детьми. схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №305-306. конструктором 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической 2. Отрабатывать навыки пользования условными цепи. Управление магнитом. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Управление звуком с помощью магнита. 67 Управление светом и звуком с помощью магнита 6869 Варианты сборки электрических цепей, управляемых с помощью магнита. Самостоятельн ая работа. Простой метод составления электрической цепи 70 71 Управление касанием 72 Метеостанция 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Управление светом и звуком с помощью магнита. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Управление светом и звуком с помощью магнита. 1. Сборка по схеме №307-324. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи. Управление магнитом с детьми. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3.Замена параллельного соединения последовательным. 4. Повторить что такое электрическая цепь 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: сенсорная плата. Управление касанием. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №325. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с детьми. 1. Сборка по схеме №307-324. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. самостоятельная сборка схем на выбор детей. 1. Сборка по схеме №326. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с детьми. 1. Сборка по схеме №327. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Сборка электрической цепи с детьми. 3. Что такое метеостанция? 4. Какие виды метеостанций бывают? 4. Эксперимент: электрическую цепь положить на подоконник открытого окна, динамик оповестит, когда пойдёт дождь. 1. Сборка по схеме №328. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с детьми 3. Эксперимент: поместить электрическую цепь под раковину, динамик оповестит, когда вода перельётся через край. 1. Сборка по схеме №329. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи со звуковыми и световыми оповещателями с детьми. 73 Оповещение о затоплении 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 74 Звуковые и световые оповещатели 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 7576 Включение света от касания 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №335-337. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Сборка электрической цепи с сенсорной платой с детьми. 77 Музыка и свет 1. Сборка по схеме №384. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с управлением звуком и светом с детьми 78 Музыка 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Электрические цепи с разными управлениями. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 2. Сборка по схеме №405. 3. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Сборка электрической цепи с детьми. 79 80 81 8283 84 3. История о музыке. Музыка и 1. Повторить технику безопасности при работе с мигающий свет конструктором 2. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали Электрические цепи с музыкой и мигающим светом. Самостоятельн ая работа. Фонарик 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Варианты сборки электрических цепей. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Электрическая цепь с попеременным включением фонарика и появлением звука. Фонарик и 1. Повторить технику безопасности при работе с мигающий свет конструктором 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Электрическая цепь с фонариком, мигающим светом и звуком. Сборка 1. Повторить технику безопасности при работе с электрических конструктором цепей. 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, Самостоятельн продолжать учить применять их при сборке схемы, используя ая работа. соответствующие детали 3. Варианты сборки электрических цепей. 1.Сборка по схеме №406-408. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с музыкой и мигающим светом с детьми. 1. Сборка по схеме №409-414. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Самостаятельная сборка электрической цепи с музыкой и мигающим светом на выбор детей. 1. Сборка по схеме №415. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с фонариком и звуком с детьми 1. Сборка по схеме №416-417. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с фонариком, мигающим светом и звуком с детьми. 1. Сборка по схеме №421-432. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электрической цепи с фонариком, мигающим светом и звуком (на выбор). 85 Фонарик и изменённый звук 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 86 Фонарик, 1. Повторить технику безопасности при работе с мигающий свет конструктором и музыка 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 87 Сборка электрических цепей 8889 Электронное пианино 90 Изменённый звук Самостоятельн ая работа в паре. 1. Сборка по схеме №433. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с детьми. 4. Эксперимент: после сборки цепи подождать пока проиграет звук, нажать на переключатель и включить фонарик, отпустить переключатель – фонарик перестанет гореть, из звонка зазвучит изменённая мелодия. 1. Сборка по схеме №434-435. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с фонариком, мигающим светом и музыкой с детьми. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №436-441. конструктором 2. Чтение адаптированных 2.Закреплять навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. 3. Сборка электрической продолжать учить применять их при сборке схемы, используя цепи с фонариком, мигающим светом и музыкой соответствующие детали (на выбор). 3. Варианты сборки электрических цепей. Раздел 14. Электронное пианино и звуки космического боя (6) 1. Повторить технику безопасности при работе с Сборка по схеме №442-469. конструктором Чтение адаптированных 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. Сборка электронного обозначениями, продолжать учить применять их при сборке пианино (на выбор). схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №498-518. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электронного пианино с изменённым звуком (на выбор). 9193 Электрические цепи с несколькими огоньками. Групповое соревнование «Самый юный инженер» 94 Электрический лабиринт со светом 95 Электрический лабиринт со звуком 96 Электрический лабиринт со светом и звуком 97 Электрический лабиринт с разным светом 3. Варианты сборки электронного пианино. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Закреплять навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Варианты сборки электрических цепей. 1. Сборка по схеме №519-560. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с несколькими огоньками виде соревнования детей между собой. Кто быстрее? И кто точнее? Соберет электрическую цепь. Раздел 15. Электрический лабиринт (8) 1. Сборка по схеме №561-564. 1. Повторить технику безопасности при работе с 2. Чтение адаптированных конструктором принципиальных схем. 3. Сборка 2.Отработывать навыки пользования условными электрического лабиринта со светом с детьми. обозначениями, продолжать учить применять их при сборке 4. Игра. схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: электрический лабиринт. 4. Знакомство с условиями игры. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №565. конструктором 2. Чтение адаптированных 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта со звуком с детьми. схемы, используя соответствующие детали 4. Игра. 3.Знакомство с условиями игры. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №566-568. конструктором 2. Чтение адаптированных 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта со светом и звуком с схемы, используя соответствующие детали детьми. 3. Знакомство с условиями игры. 4. Игра. 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №569-571. конструктором 2. Чтение адаптированных 98 99 100 101 102 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта с разным светом с схемы, используя соответствующие детали детьми. 3. Знакомство с условиями игры. 4. Игра. Электрический 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №572. лабиринт конструктором 2. Чтение адаптированных 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта. схемы, используя соответствующие детали 4. Игра. 3. Знакомство с условиями игры. Электрический 1. Повторить технику безопасности при работе с Сборка по схеме №573-575. лабиринт со конструктором Чтение адаптированных светом и 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. Сборка электрического звуками обозначениями, продолжать учить применять их при сборке лабиринта со светом и звуками космического космического схемы, используя соответствующие детали боя. Игра. боя 3. Знакомство с условиями игры. Электрический 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №576. лабиринт с конструктором 2. Чтение адаптированных изменённым 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка звуком обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта с изменённым схемы, используя соответствующие детали звуком. 4. Игра. 3. Знакомство с условиями игры. Электрический 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №576. лабиринт со конструктором 2. Чтение адаптированных светом и 2.Отработывать навыки пользования условными принципиальных схем. 3. Сборка изменённым обозначениями, продолжать учить применять их при сборке электрического лабиринта со светом и звуком схемы, используя соответствующие детали изменённым звуком. 3. Знакомство с условиями игры. 4. Игра. Раздел 16. Цепи с последовательно загорающимися огоньками и волшебным колесом (10) Применение 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №580. волшебного конструктором 2. Чтение адаптированных колеса принципиальных схем. 3.Сборка электрической цепи с волшебным колесом. 103 Последователь но загорающиеся огоньки 104 Последователь но загорающиеся огоньки с музыкой Несколько видов огоньков Самостоятельн ая работа в парах. 105106 107 Игра «Быки и коровы» 108 Волшебный барабан с музыкой 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Введение понятия: волшебное колесо. 4. Применение волшебного колеса. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2.Отработывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Варианты сборки электрической цепи с волшебным колесом. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3.Знакомство с условиями игры «Быки и коровы». 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 1. Сборка по схеме №581. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с волшебным колесом и последовательно загорающимися огоньками. 1. Сборка по схеме №582. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с волшебным колесом и последовательно загорающимися огоньками с музыкой. 1. Сборка по схеме №583-585. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3.Самостоятельная сборка в парах электрической цепи с волшебным колесом и последовательно загорающимися огоньками и ещё одним светодиодом. 1. Сборка по схеме №586. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Сборка электрической цепи с волшебным колесом. Игра «Быки и коровы» 1. Сборка по схеме №587. 2. Чтение адаптированных 109 110111 112 113 114 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. 3. Сборка электрической продолжать учить применять их при сборке схемы, используя цепи с волшебным колесом. Игра «Волшебный соответствующие детали барабан». 3. Знакомство с условиями игры «Волшебный барабан». Музыка, свет и 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №588-590. волшебное 2. Чтение адаптированных конструктором колесо. 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. 4. Сборка электрической продолжать учить применять их при сборке схемы, используя цепи с волшебным колесом, музыкой и светом. соответствующие детали 5. Игра «Волшебный барабан». . 1. Сборка по схеме №591-593. Волшебное 1. Повторить технику безопасности при работе с 2. Чтение адаптированных колесо и конструктором лампочки 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. 3. Сборка электрической продолжать учить применять их при сборке схемы, используя цепи с волшебным колесом и лампочками. соответствующие детали. Раздел 16. Комбинирование деталей (17) Загорающиеся 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №594-604. последовательн конструктором 2. Чтение адаптированных о лампочки и 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. 3. Сборка электрической электрический продолжать учить применять их при сборке схемы, используя цепи с волшебным колесом, электрическим лабиринт соответствующие детали лабиринтом и последовательно загорающимися 3. Комбинирование светодиодов, фонарика и звонка. лампочками (на выбор). Свет, звук 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №605-625. космического конструктором 1. Чтение адаптированных боя и 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. электрический продолжать учить применять их при сборке схемы, используя 3. Комбинирование светодиодов, волшебного лабиринт соответствующие детали. колеса и электрического лабиринта (сборка цепи на выбор). Свет, звук и 1. Повторить технику безопасности при работе с 1. Сборка по схеме №626-772. электрический конструктором 2. Чтение адаптированных лабиринт 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, принципиальных схем. продолжать учить применять их при сборке схемы, используя 3. Самостоятельная сборка электрической цепи соответствующие детали. по схеме (на выбор). 115116 117118 Загорающиеся последовательн о лампочки, электрическое пианино и волшебное колесо Волшебное колесо и звуки 119 Сборка волшебного колеса со звуками 120 8 мелодий 121 Волшебное колесо со звуком и светом 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №773-775. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Комбинирование светодиодов, волшебного колеса и электрического пианино. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали Условия игры «Волшебное колесо». 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 3. Второй вариант сборки волшебного колеса и электрического пианино. 4. Условия игры «Волшебное колесо». 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №776. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Игра «Волшебное колесо». 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №777. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электрической цепи по схеме. 4. Игра «Волшебное колесо». Сборка по схеме №778. Чтение адаптированных принципиальных схем. Сборка электрической цепи по схеме. Сборка по схеме №779-781. Чтение адаптированных принципиальных схем. Сборка электрической цепи по схеме (на выбор). 122123 FM-радио и загорающиеся последовательн о лампочки 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Закрепить навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали 1. Сборка по схеме №782-789. 2. Чтение адаптированных принципиальных схем. 3. Самостоятельная сборка электрической цепи по схеме (на выбор). 124126 Комплексное повторение изученного материала. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором 2. Беседа об изученных понятиях, их роли в жизни человека. 3. Знакомство с условиями игры. 127128 Контрольное занятие. Презентация результатов работы. 1. Повторить технику безопасности при работе с конструктором. 2. Использование знаний изученных понятий 3. Умение читать адаптированные принципиальные схемы и схемы — инструкции, а также собирать их с помощью деталей конструктора. 1. Самостоятельная работа в обозначении деталей на схемах, составление схем с опорой на детали. 2. адаптированных принципиальных схем. 3. Игра «Узнай по описанию понятие или деталь конструктора». 4. Внутригрупповое соревнование 1. Работа над проектами с опорой на схему. 2. Презентация проекта, подготовленного самостоятельно. Приложение 2 Диагностика развития конструктивных навыков Ф.И.О. ребёнка Критерии Должны знать: Правила поведения при работе с конструктором Технику безопасности при работе с конструктором Названия электронных компонентов конструктора Условные обозначения и цифровые коды электронных компонентов Порядок сборки элементов конструктора Принципы работы электронных компонентов Алгоритм сборки 2-3 не сложных схем Должны уметь: Ориентироваться в условных обозначениях электронных компонентов Выделять отдельные детали электрической схемы Анализировать («читать») электронные схемы Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме Рассказывать о модели Работать в паре и в коллективе Ориентироваться в буквенных обозначениях клемм Критерии оценки показателей: Не знает (не умеет)- 0 баллов Знает (умеет) с помощью взрослого - 1 балл Знает (умеет) без помощи взрослого – 2 балла 21-28 – высокий уровень 11-20 – средний уровень 0–10 – низкий уровень