09.10.2023
Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
«Сказкотерапия»
- это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в
реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И,
конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут
проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это
созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,
моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в
своей жизни человек.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия
того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности
смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать
актуальные для него проблемы.
Наблюдая за
судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык
сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и,
в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать
определенным образом.
Признак настоящей
сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической
защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.
Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того,
чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что
герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а
герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие
качества, обязательно вознаграждается.
Сказка так же
многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным
психотерапевтическим средством.
На сегодняшний
день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми,
имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма
деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции
детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через
элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не
только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и
потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с
взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на
происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в
общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом
обществе. Все это и составляет
необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в
общество.
Технология сказкотерапия, является дополнительной формой
организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в
развитии речи. Она позволяет расширить круг коррекционного воздействия на
ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия
педагога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет
возможности более успешного овладения им социальным опытом.
Сказкотерапия – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что
делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления,
в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не
замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее
полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических
процессов; цельности и одномоментности восприятия, не только образного,
но и логического мышления, двигательной активности. Это говорит о широком
развивающем потенциале сказкотерапии.
Применение
сказкотерапии в праздниках и развлечениях с детьми развивает у детей важнейшие
коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание;
умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды
памяти; умение правильно использовать мимику.
Сказки и
рассказы подбираются так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным
опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных
и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена
года).
Технология сказкотерапия осуществляется как с группой так и с подгруппой детей в определенно отведенные часы
в режиме группы. С первых дней пребывания детей в детском саду применяются игры-занятия
сказкотерапии. Сначала они помогут адаптироваться ребенку к
условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и
помогут выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и
стремления.
Игры-занятия сказкотерапии объединяются единой сюжетной темой,
которая зависит от содержания сказки или театрализованной игры. Реализуют
определенный замысел, но этот замысел известен только педагогу, который не
навязывается детям, а дается возможность им выражать свои пожелания, эмоции,
чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не
требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения.
Сказкотерапия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и
релаксационных пауз, поэтому после игр-занятий дети будут чувствовать себя
отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными.